Ошибки и погрешности в расчетах, которые дорого обошлись своим конструкторам

  • admin
  • Комментариев нет
Ошибки и погрешности в расчетах, которые дорого обошлись своим конструкторам
  • Фото: Ошибки и погрешности в расчетах, которые дорого обошлись своим конструкторам



Просчеты случаются у каждого, существует даже такое понятие, как «человеческий фактор». Но если в обычной жизни результат ошибок не особо критичен, то в сложных областях даже малейшая погрешность может привести к непоправимым последствиям. Невнимательность конструкторов и программистов порой обходится очень дорого, и не только в финансовом плане.

1. Полет без топлива

Инцидент с самолетом без топлива чудом обошелся без жертв. /Фото: i1.wp.com
Инцидент с самолетом без топлива чудом обошелся без жертв. /Фото: i1.wp.com

23 июля 1983 года плановый рейс авиакомпании Air Canada завершился аварийной посадкой воздушного судна на аэродроме Гимли. Boeing-767 пришлось приземлиться из-за отсутствия топлива: на высоте 12000 метров в кабине пилотов прозвучали сигналы, оповещающие о проблеме у двигателей – сначала левого, затем правого. При этом бортовой компьютер показывал, что запас авиатоплива достаточен для выполнения полета. Но спустя короткое время двигатели заглохли один за другим. Как садиться в такой ситуации, когда отказали все моторы – пилоты не знали. Спасло то, что командир в молодости летал на планерах, и смог довести и посадить Boeing, используя способность судна планировать.

Инцидент закончился благополучно, но что стало причиной? Ошибка крылась в неправильной конвертации данных. В то время Канада меняла систему мер и весов, переходя с галлонов и фунтов на килограммы с литрами. И наземные службы, вычисляя количество топлива для заправки, взяли неверный переводной коэффициент. В формулы с литрами и килограммами они подставили показатель в фунтах. В результате топлива в баки залили в четыре с лишним раза меньше, чем требовалось для полета.

2. Потеря космического аппарата

Космический аппарат слишком близко подошел к Марсу и потому разрушился. /Фото: news.cornell.edu
Космический аппарат слишком близко подошел к Марсу и потому разрушился. /Фото: news.cornell.edu

На грабли с использованием разной системы измерений наступали и другие разработчики. Подобная ошибка стала причиной эпичного провала миссии по исследованию Марса, когда исчез космический аппарат Mars Climate Orbiter (MCO). Неудачу ничто не предвещало: запуск прошел удачно – ракета-носитель Delta II 11 декабря 1998 года отправила MCO в путь с космодрома на мысе Кавернал. Через 9 месяцев аппарат прибыл к Марсу и уже тут, при попытке выйти на орбиту вокруг планеты, пропал со связи. Как позже выяснилось, причиной неудачи стало то, что при работе над проектом специалисты NASA использовали метрическую систему измерений, а команда компании Lockheed Martin – британскую. В результате аппарат прошел слишком близко к Марсу – на высоте 57 км, вместо расчетных 110 км. Удачный запуск, успешное прибытие на место, и… 125 миллионов долларов – стоимость проекта, «испаряются» в атмосфере Красной планеты из-за невнимательности разработчиков к оперируемым данным.

3. Короткий полет ракеты-носителя

Неудачный запуск Ariane 5 считается одной из самых дорогостоящих программных ошибок. /Фото: esa.int
Неудачный запуск Ariane 5 считается одной из самых дорогостоящих программных ошибок. /Фото: esa.int

Финансовый ущерб от потери космического аппарата Mars Climate Orbiter впечатляет, но и он меркнет на фоне неудачного запуска ракеты-носителя, состоявшегося 4 июня 1996 года. Не пролетев и 40 секунд, Ariane 5 взорвалась, а вместе с ней на «конфетти» разлетелись четыре спутника, которые ракета должна была вывести на околоземную орбиту. Финансовые потери от неудачного старта, по разным данным, составили от 360 до 500 миллионов долларов. Не говоря уже о 10 годах, потраченных на разработку Ariane 5.

Причиной аварии стал сбой в программном обеспечении. Для Ariane 5 задействовали модуль, разработанный для предыдущей ракеты Ariane 4. При этом его не адаптировали под изменившиеся условия функционирования, хотя у новой ракеты был другой порядок предполетных действий. Значения ее показателей были значительно больше, чем у Ariane 4, из-за чего происходило арифметическое переполнение и сбой конвертации чисел. Бортовой компьютер диагностировал нештатную ситуацию и запустил самоуничтожение ракеты.

4. Промах ЗРК Patriot

Ошибка ПО привела к промаху ЗРК Patriot. /Фото: arabianbusiness.com
Ошибка ПО привела к промаху ЗРК Patriot. /Фото: arabianbusiness.com

25 февраля 1991 года на военно-воздушную базу армии США в Дахране, городе на востоке Саудовской Аравии, прилетела иракская ракета Scud. Снаряд разнес казарменные и складские помещения, погибло 28 военнослужащих и около ста были ранены. Катастрофа была неожиданной, учитывая, что базу прикрывали ЗРК Patriot. Дежурный комплекс засек ракету, но не смог поразить ее.

Причиной промаха стала программная ошибка. Из-за кривого вычисления времени на каждом такте терялись какие-то доли секунды и постепенно внутренние часы отходили от истинных значений. На момент атаки аптайм системы составлял более четырех суток и «набежала» разница 0,34 секунды. Этого промежутка хватило, чтобы ракета «прошмыгнула» к цели.

Познавательный факт от Novate.ru: Армия знала о баге со временем – на дефект указали военные Израиля, обнаружившие, что после 8-часовой работы ЗРК Patriot начинает промахиваться. Патч, исправляющий ошибку, написали и начали внедрять во все комплексы, но в Дахран он приехал слишком поздно. Атака ракеты случилась 25 февраля, а софт доставили утром 26 февраля.

5. Субмарины, не способные всплыть

Проект S-80 обошелся Испании очень дорого. /Фото: defpost.com
Проект S-80 обошелся Испании очень дорого. /Фото: defpost.com

В 2003 году Испания решила обновить подводный флот и построить четыре современные субмарины класса S-80. Изначально стоимость проекта оценивалась в 2,132 миллиарда. Однако, когда корпус головной субмарины проекта был почти завершен, выяснилось, что из-за ошибок в расчетах масса подводной лодки превышает проектную почти на 70 тонн. Это означало, что после погружения S-80 может и не всплыть из-за проблем с плавучестью. Привлеченная к решению проблемы компания предложила субмарину удлинить, чтобы увеличить водоизмещение и компенсировать перевес. Консультационные услуги и доработка подводной лодки увеличили изначальный бюджет практически вдвое, до 3,907 миллиарда евро.

Но на этом проблемы с проектом S-80 не закончились. Из-за увеличения размеров доработанная субмарина не помещалась в доки военной базы, рассчитанной на подлодки меньшей длины. И пришлось выделять еще 16 миллионов евро на расширение доков. Так ошибка проектировщиков повлекла за собой целую цепочку дополнительных расходов.

Но это если говорить о масштабных ошибках. Но иногда строители тоже сильно ошибаются, чем повергают в шок заказчиков.

Оцените эту запись:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.