Т-10: последний тяжелый танк Советского Союза, который был незаслуженно забыт

  • admin
  • Комментариев нет
Т-10: последний тяжелый танк Советского Союза, который был незаслуженно забыт
  • Фото: Т-10: последний тяжелый танк Советского Союза, который был незаслуженно забыт



Опыт Второй мировой войны плавно подвел все страны мира к осознанию того факта, что нет никакого смысла в создании большого количества разнообразных узкоспециализированных танков разных классов. Куда более рационально и эффективно создавать один единственный «основной» танк. Процесс унификации танков продолжается в армиях мира до сих пор. Впрочем, легкие, средние и тяжелые машины уже не делают. В Советском Союзе последним тяжелым танком стал Т-10.

Серьезная машина. |Фото: kpopov.ru.
Серьезная машина. |Фото: kpopov.ru.

Разработка Объекта 730 началась в 1949 году и продолжилась вплоть до 1953 года. В итоге машина получила обозначение Т-10 и была запущена в серийное производство в 1954 году. Выпускался тяжелый так до 1966. За это время было произведено около 8 тысяч таких танков всех модификаций. В эксплуатации Т-10 находился с 1954 по 1993 год.

Последний тяжелый танк СССР. |Фото: forum.warthunder.com.
Последний тяжелый танк СССР. |Фото: forum.warthunder.com.

Сегодня большая часть оставшихся танков используется в качестве памятников или стоит в музеях. В свое время данная машина позиционировалась как основной соперник западных FV 214 «Conqueror» и M103. При этом советский танк превосходил британский и американский по скорости и маневренности, а также имел более низкий профиль.

Осталось таких совсем немного. |Фото: livejournal.com.
Осталось таких совсем немного. |Фото: livejournal.com.

В движение Т-10 приводился при помощи дизельного силового агрегата В-12-6 с наддувом производства ЧТЗ. Рабочий объем установки – 38.8 тысяч см.куб. Максимальная отдача – 750 лошадиных сил. Крутящий момент – 2842 Нм. Установка имела жидкостное охлаждение. Расход топлива составлял 250-260 литров на «сотню». Запас хода по шоссе 200-350 км, а скорость движения по асфальтному покрытию 42-50 км/ч в зависимости от модели танка.

Так имел огромный модернизационный потенциал. |Фото: ya.ru.
Так имел огромный модернизационный потенциал. |Фото: ya.ru.

Защищался танк при помощи стальной литой и катанной гомогенной брони. Форма танка и башни напоминала блюдце. Сделано это было специально на случай необходимости ведения боевых действий в условиях ядерной войны. В качестве основного орудия использовалась пушка Д-25ТА калибра 122-мм или М-62Т2 того же калибра. Боекомплект орудия составлял 30 снарядов. Для наблюдения за целью использовались прицелы ТШ-2-27 и К10-Т. Так имел сразу четыре пулемета: два ДШКМ 12.7-мм и еще два КПВТ 14.5-мм. Боекомплект каждого составлял по 1 тысяче патронов.

Сделан был на славу. ¦Фото: ya.ru.
Сделан был на славу. ¦Фото: ya.ru.

Важным достоинством Т-10 на протяжении всей истории машины оставался солидный модернизационный потенциал. Это позволило сделать столь ранний советский танк вполне себе конкурентоспособным в том числе и на момент середины 1980-х годов. Второе дыхание танку дала возможность установки на него современной динамической защиты и новейшей системы управления огнем. Тем не менее, уже в 1990-е боевая машина окончательно уступила свое место более молодым и современным моделям танков.

Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать о том, почему снаряды танков современных моделей от башни не рикошетят.

Оцените эту запись:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.